Инклюзивное образование означает, что все дети вне зависимости от их этнической принадлежности, физических и ментальных особенностей включены в общую систему образования и учатся с ровесниками в обычных школах по месту жительства. При этом специализированные школы не должны закрываться — просто у родителей появляется реальный выбор, какую систему обучения предпочесть для ребенка.
Суть инклюзивного образования – внедрение ребенка с ОВЗ в нормальную среду, чтобы он мог получать не только знания, но и социальный опыт, принимать участие в коллективной внеурочной деятельности, общаться с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.
Главная идея инклюзивного обучения – акцент на ценности и уникальности каждого человека, внедрение в сознание детей мысли о том, что любой из них, несмотря на индивидуальные особенности, может учиться, общаться со сверстниками, заниматься творчеством, физической культурой и спортом. Социум открыт для всех, и наличие инвалидности не является значимым препятствием для активной жизни людей с такими проблемами.
Для детей с ОВЗ инклюзивное образование – возможность не отрываться от семьи, находиться рядом со своими близкими, а не в специальном интернате, который может располагаться в десятках и сотнях километров от родного дома. Обучение в обычной школе позволяет им сохранять родственные связи, жить в семье, ощущать постоянную поддержку близких.
Учебное заведение должно создать определенные условия инклюзивного образования, позволяющее успешно решать вопросы физической, психологической и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Деятельность социально-психологической службы
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Нормативно правовые документы, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся
Локальные акты организации, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся
Контингент организации
Общее количество обучающихся 329 чел. из них обучающихся:
с ОВЗ- 17 чел. (5,17%),
с инвалидностью - 9 чел. (2,7 %).
Среди обучающихся с ОВЗ есть обучающиеся:
с задержкой психического развития – 7 чел. (вариант 7.1,7.2),
с нарушением зрения - 1 чел. (вариант 4.1),
с нарушением опорно - двигательного аппарата - 2 чел. (вариант 6.1)
с нарушением интеллекта - 4 чел. (вариант 1)
с нарушением интеллекта -3 чел. (вариант 2)
Реализуемые основные общеобразовательные программы
Реализуемые дополнительные общеразвивающие программы различной направленности и дополнительные предпрофессиональные программы
Доступность образовательной среды организации для инклюзивного образования
Для обеспечения доступа в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья крыльцо оборудовано пандусам. На входе в здание размещены тактильные мнемосхемы: движение по кабинетам, информация о школе. У центрального входа в школу для вызова дежурного оборудована кнопка - звонок. Расширены дверные проемы в местах общественного пользования, в классах для маломобильных обучающихся и граждан.
Пространственная организация среды школы включает учебные кабинеты, оснащенные автоматизированными (в том числе интерактивными) рабочими местами, зонами отдыха.
В учреждении имеются все необходимые средства обучения и воспитания (в том числе специальные) для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудованы кабинеты дефектолога, учителя - логопеда, педагога - психолога, Все кабинеты оснащены дидактическим материалам и необходимым оборудованием с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Библиотека в здании школы имеет рабочие зоны свободного доступа, оборудована читальным залом и книгохранилищем.
На базе школы имеется лицензированный медицинский кабинет, оснащенный необходимым набором помещений и специализированным оборудованием. Деятельность по данному направлению осуществляет медицинский работник, закрепленный за учреждением на основании договора с БУЗОО «Седельниковская ЦРБ».
Рекомендации
Социально-психологическая служба
Социально-психологическая служба школы - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы, в которую входят педагог-психолог и социальный педагог.
Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Задачи службы:
1. систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащихся и динамики их психического развития в процессе обучения в школе,
2. посредничество между личностью учащегося и его семьей, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами,
3. принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке учащихся.
Методы и формы работы
- беседы: индивидуальные, групповые;
- проведение конференций, семинаров, «круглых столов», чтений, выставки работ;
- возрастно-индивидуальное консультирование;
- психологические тренинги общения;
- профилактические беседы;
- родительские собрания;
- классные и общешкольные конференции;
- родительские всеобучи.
Кто же мы такие и что мы делаем?
Кто такие психологи?
Психолог - это не врач.
Когда кому-то предлагают обратиться к психологу, можно услышать: "Я не больной, чтоб идти к психологу!". Но психолог и не работает с больными, психолог - это специалист в области консультирования и диагностики психически здоровых людей, без применения каких бы то ни было лекарственных средств.
Психолог - это не учитель.
Учитель должен найти способ передать ученикам заранее известные знания и научить детей этими знаниями пользоваться. Психолог обладает определенными знаниями и представлениями о том, что такое здоровая, развитая, гармоничная личность, и он использует их для того, чтобы помочь каждому конкретному человеку раскрыть собственный потенциал для решения стоящих перед ним задач.
Психолог - это не волшебник.
Если вы пришли с проблемой, не стоит ждать, что она разрешится после одной консультации. Психолог может помочь вам разобраться в себе, помочь увидеть собственные возможности, научить пользоваться внутренними и внешними ресурсами. Скорее всего, жизнь заиграет перед вами новыми красками и откроются новые возможности. Но это долгая совместная работа - ваша и психолога.
Руководитель СПС: педагог – психолог Юлия Васильевна Сабаева
Кто такой социальный педагог?
Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить первичную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.
Социальный педагог выполняет роль «защитника» интересов, законных прав ребенка, его семьи, представляет права ребенка в суде, добивается справедливости в решении спорных вопросов, организует совместную деятельность детей и взрослых по защите прав ребенка. Роль «наставника» предполагает осуществление психолого-педагогического сопровождения семьи, заботу о психическом, физическом и нравственном здоровье ребенка, своевременном разрешении возникающих проблем. В качестве «эксперта» социальный педагог осуществляет своеобразную постановку социального диагноза, определяет оптимальную совокупность методов эффективного взаимодействия педагогов, родителей, представителей общественных организаций и ребенка, имеющего проблемы в социальной жизни. Социальный педагог в роли общественного деятеля – поддерживает, развивает, возглавляет социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.
Таким образом, успешная реализация социальным педагогом ведущих функций и социальных ролей позволит создать условия, при которых усиливается способность ребенка по мере взросления отстаивать право на неприкосновенность внутреннего мира собственной личности, способность противостоять невзгодам жизни и самому оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.
Социальный педагог Юлия Викторовна Студенникова